Годовщина путча

Originally posted at http://nika.x-31.com/blog/2011/08/18/godovshchina-putcha

Alexey Nagichev  спросил: 

Ровно 20 лет назад, 18 августа 1991 года, я сел в поезд Москва — Красноярск. Четыре дня в пути, в Красноярск мы приехали 22 августа. А так как никаких мобильных телефонов, и тем более мобильных интернетов, тогда и в помине не было, про то, что происходило в стране 19-21 августа, мы всю дорогу понятия не имели и узнали обо всём постфактум. 

Так вот августовский путч обошёл меня стороной. 

А вы помните где были, что делали в те дни? Как относились к происходящему?

Кос Шведов — Я был за 150 км от Красноярска. Делал свое дело, как обычно. Работал в УР ОВД, относился? — почти никак. От меня мало, что зависело.

5:23 PM +1

Dmitry Lazarev

— Мне тогда было 7 лет. Мало что понимал в происходящем. Но прекрасно помню тревожные лица родителей, сидящих перед телевизором. Это было очень тревожное и мрачное время.И, что самое ужасное, это было преступления правительства перед народом. Того правительства, которое после всего этого еще почти 10 лет сохраняло легитимность. Не хотелось бы повторения чего-нибудь подобного… 5:33 PM +1

Alexey Kalaverin

— Мне было пять. Я всё ещё помню животный ужас, что я тогда испытывал. У меня было ощущение что началась война. Ребёнок — что с меня взять, неправильно понимал что по ящику. Но ужас остался всё ещё.

5:45 PM +1

Дмитриев Василий

— А я был на кавказе и мы с москвичами пили водку на поляне нарзанов.

6:15 PM

Яна ПЫ — А мне было 7. И я понятия не имела о происходящем. Совершенно никаких вспоминай и ассоциаций. Я о нем, наверно, узнала уже когда в средней школе была

6:44 PM

Анастасия Аджийская

— Тогда жила в Таллинне. Не отрываясь следила за тв эфиром. Почему-то верила Невзорову, вслушивалась в каждое его слово. Потом, один из маминых учеников Сашка Вельмакин вдруг решил рвать в Москву на защиту Белого дома. Он был близким человеком для нашей семьи. Разгорелся скандал, мама отговаривала его, но он все-равно сорвался. Выискивала в повторяющихся кадрах его и Руцкого. Он мой дальний родственник.

7:09 PM

Александр Струков

— То же был ещё малой, помню только по телевизору по всем каналам лебединое озеро, я очень был не доволен по этому поводу тогда и не понимал что происходит

Елена Кочевая

— Мне было 10. И я была на каникулах у бабушки. Через неделю у нее должен был быть день рождения, а значит ожидался большой медовик 🙂 После этого началась неразбериха с вкладами на сберкнижках, массовые сокращения на машиностроительном заводе, на котором работали родители инженерами, под которое попали и они, полуголодные дни, временные и мелкие заработки, отрезные купоны и каждый второй миллионер. А так — все менялось, медленно, но менялось.

А я была в Израиле. Большинство русских иммигрантов говорили: “Слава богу, что мы успели свалить! Ну вот и началась гражданская война в России”.

У меня на руках была годовалая Дана. Недавно в Беер-Шевской больнице Сорока умерла моя бабушка и происходящее в России казалось мне далеким и не реальным.

Хотя, я успела поссориться с дорогим мне другом Шурой Гуровичем, который почему то со сладострастием обсуждал, как теперь “все они там загнутся.” и “я же говорил, что нужно было валить”.


Опубликовано

в

от

Комментарии

25 комментариев на ««Годовщина путча»»

  1. Аватар пользователя pingback_bot

    20 лет

    User referenced to your post from 20 лет saying: […] рассказы о том, кто что делал 19-21 августа […]

  2. Аватар пользователя accion_positiva

    Воронеж

    Я в тот день в 5.30 утра стояла в очереди за талонами к зубному. К 8.00 часам, когда очередь превратилась в толпу, поползли слухи. Часам к 16.00 люди были очень перепуганы. Вечером, около 20.00 появился Гайдар по телевизору, призывая народ выйти на защиту демократии. «ДерЬмократии», — привычно поправила мама телевизор. Мне показалось, что большинство было против ГКЧП не в последнюю очередь, потому что аббревиатура звучала угрожающе.
    Потом Шевчук пел «персионеры с палками рубились в городки с милицией», мама сказала, настрогал уже песню, артист.

    1. Аватар пользователя Nika

      Re: Воронеж

      а мама была права…

    2. Аватар пользователя Nika

      Re: Воронеж

      . Мне показалось, что большинство было против ГКЧП не в последнюю очередь, потому что аббревиатура звучала угрожающе.

      и лебединое озеро по телеку и вид угрюмых пожилых мужчин-начальников,

      придумали бы что-нибудь веселое и обнадеживающее и завернули бы лозунг «даешь социализм с человеческим лицом!» «хотим жить как в Швеции!» и прочее…

      тогда были бы шансы.

  3. Аватар пользователя good_gentleman

    Мне и тогда все это представлялось театрализованным действием , флеш мобом для (думал что только для этого) окончательной дискредитации КПСС , как ранее дискредитировали силовиков с полетом на красную площадь самолетика что дало возможност поувольнять самых «опасных» для дальнейших действий генералов и для мягкого ухода Горби со сцены. Но как видно сейчас не просто мягкого ухода а уже была заготовлена команда Бориса и план что делать дальше. Так что — шоу маст гоу:))
    Раньше была годовщина реалити шоу штурма зимнего в день рождения льва Троцкого — сейчас годовщина шоу ГКЧП. :))
    Шоу превращается в трагедию тогда когда начинают верить в этот спектакль всерьез и пытаться лезть на сцену бить морды или со сцены кидать настоящую гранату в зрителей

    1. Аватар пользователя luckybolt

      не согласен

      Одумайтесь,»добропорядочный барин»(good_gentleman),несколько вульгарен ваш пост,следовательно-это редукция,упрощение…
      А если бы все эти «прекраснолицие идиоты» остались дома,каков бы был ваш пост сегодня,в силу иной исторической реальности,сформированной партноменклатурной реакцией,не будь «театрального» сопротивления оной.
      Вы неправы.

      1. Аватар пользователя good_gentleman

        Re: не согласен

        Так всякое социально спланированное действие направлено на то чтобы в него поверили , а иначе навой оно нужно? Играть для самих себя- это уже театр абсурда когда спектакль продолжается несмотря что зритель уходит или уже ушел:) такое кстати происходит в нынешней полит жизни России:)
        Ваш аргумент : а еслибы… Похож на реакцию бабульки на рекламу. : ешьте наш йогурт а иначе… Кости станут мягкими будете ползать аки гады, и кариес и бактерии жуткие поглотят вас

        И правда : а вдруг. Лучше я буду лопать ваш йогурт на всяк случай:))

        1. Аватар пользователя luckybolt

          Re: не согласен

          Именно:»а вдруг»…
          И после этого каждый кушает СВОЙ йогурт…
          Или не кушает,если совсем буддист 🙂
          Но конформизм-не есть продукт ориентальный,хоть и тешит русскую душу тоска по Беловодью,Китежу и прочему шам-болоству кармическому.Скорее это проблемы Текст-(а)(офф).Или Интерпритаций.Аль,прости гос-ди,Инкорпораций.:-).
          Универсальная ,бишь,категория.
          Но все будет хорошо,верующий ты или неверующий-от тебя это не зависит.Все будет Хорошо.Сходите к Соловецкому Камню за меня.Я физически не смогу,и недосуг,к сожалению.
          С уважением,
          Бывший актер известной труппы.

          1. Аватар пользователя luckybolt

            Re: не согласен

            Интерпритаций-читать ИнтЕрпритаций
            (интерпрИтация — нечто иное)

          2. Аватар пользователя luckybolt

            Re: не согласен

            )))
            простите,ИнтерпрЕтаций
            право,не специально…

          3. Аватар пользователя good_gentleman

            Re: не согласен

            Простите ,за вашей плотной метафоричностью я не могу проследить за логикой смыслообразования- в смысле что вы имеете ввиду когда это все говорите?
            То что люди вышли и встали стеной- это естественно и единственно правильно что они могли сделать. ( я по иронии судьбы в это время был в отпуске в крыму почти рядом с горби:)) в Симеизе) будь я в Москве или у себя в Питере в это время- так же вышел бы с своими друзьями. Но пока добрался в Питер все уже кончилось:))
            Если вы это имеете ввиду — то я не адепт позиции: пусть
            кто то сделает за тебя а я пересижу.

            Говоря о ГКЧП я говорю о самом этом акте : опереточности водевильности а скорбя видно что все это хорошо разыгранный акт повторюсь по выходу горби из игрыи передаче управления совсем другой команде. Кстати в случае удавшегося ГКЧП был такой же сценарий : передача управления другой команде- команде старперов но с сохранением СССР
            Сегодня задним числом видно что по настоящему энтузиазм масс нужен был бы позже- во время расстрела белого дома но он хорошо был спланирован уже после ГКЧП когда паров у масс уже не осталось: второй раз рассказанный тот же анекдот уже не смешон.
            Ps
            Кстати о йогурт : я предпочитаю натуральный кефир:))

          4. Аватар пользователя luckybolt

            Re: не согласен

            )
            Моя «плотная метафоричность» есть результат лаконизации текста.Очень во времени стеснен.
            Я сожалею,что это обстоятельство заставило Вас заподозрить меня в некоем менторстве-
            что само по себе гордыня,no doubts(менторство,бишь:-))-недопустимая,согласно кодексу свободной дискуссии.
            Теперь придется исправлять допущенное…
            Все теории «водевильности» ГкЧП («Царь не настоящий!!!» — головы не рубить…»),как Вы не станете отрицать,формируются ПОСЛЕ события.Да,счастливые,пьяные от эйфории «ветераны»-непослушанцы,»спасшие демократию» в нескольких крупных городах недемократической империи кричали,нервничая — так забавно , о том,что таки путч НАСТОЯЩИЙ.Менее пьяные от эйфории сограждане,которым не удалось попасть на концерт Мадонны «в свой назначенный час» по разным причинам — более благосклонно прислушивались,а иногда и выпучив глаза,тоже- забавно так, доказывали об изначальной виртуальности танков и спецухи на улицах и о трагической глупости одураченных теплых живых людей,раздавленных железными виртуальными,водевильными танками.
            Нет,от плотной метафоричности уйти не удается в заданном формате.))
            Тема пост-конспирологии события меня сейчас не интересует.Ведь мы обсуждали те дни-как непосредственно субьективное,имманентное переживание-воспоминание участников исторического спектакля.Какой у кого оказался «йогурт» в руках.Или натурально-кефир.
            И совсем непродуктивно,несправедливо сегодня,в разгуле посткоммунистической реакции и «демократии» номенклатурных клик,заниматься «оценкой» участников-неучастников перестроечного катарсиса 91 года…Обьективно интересно ИНОЕ.
            И те,кто с восторгом жарил шашлыки,и те кто «в восторге» же лез на танки-все были (со)участниками в РАВНОЙ степени.Историко-этический вывод-как сверхзадача для общества-в том,что на каком то этапе накопления МАССЫ морального сопротивления происходит «водевилизация»,моральная деконструкция любого реакционного насилия властей,обреченного на провал.Ибо исполнители насилия в разной степени ,но уже отождествили себя с таковым сопротивлением.И приказы либо отдаются,либо «отдаются»(когда все знают ,что уже саботируют,но играют по инерции «сценария» ).И царь становится ненастоящим,и в жертву приносят некое символически-ритуальное количество сородичей,чья вина лишь в их «излишней» эйфоричности…И конечно,мы их с благодарностью не забудем,не так ли?
            Я помню тот массовый выброс партбилетов у меня на работе после гибели Людей на площади.И Псковская дивизия вдруг остановилась в 50 км (пройдя 400 км быстрым
            рейдом тяжелой техники до этого).Они знали,что им приготовили у Мариинского и на подьездах к городу.И еще они знали-УЗНАЛИ — и это главнее всего,что даже те,кто жарил шашлыки-НЕ С НИМИ сейчас.Как страна поняла,когда появилось это массовое чувство уверенности? Как мне видиться- это ВДРУГ появилось ПОСЛЕ жертвоприношения на площади перед БД… Но и До ,КРАСНЫЕ РЕСТАВРАТОРЫ «как то» (и в этом вызов для историка)почувствовали,что страна переполнена к ним отвращением — от шашлычников до баррикадников.И пиар непофессиональный,и телетрансляция манифеста гкчп,чьи загнанные лица были перекошены самым священным страхом русского общинника.Страхом
            оказаться неправедным перед лицом мира (сельскага схода).Ведь что определяет истинно русского,ордынского хана-«отца нации» — да любить его надо! Нашего Путина любить надо,плохо ему без любви народной.А когда ему плохо-и всем нам становиться
            ужо.
            Мир гкчп не принял.Заслуга общая на всех.
            И так вот,медленно,боязливо,с реакционно-авторитарными откатами общество войдет во вкус суверенитета-то есть возможности формировать властную агенду своим моральным императивом.Пройдут эйфории,а опыт морального сопротивления неизбывен.Нарастет «мускул свободы»- и сравнительно с ситуацией 20 летней давности,когда все было НАМНОГО жестче — уровень сопротивления граждан намного выше,готовность явить свое несогласие гласно и действием (конно и оружно)- стократ заметнее.И хорошо.И прогресс.
            А площади еще будут.Кто то пойдет,кто то нет — не в этом дело.Это как Пушкин-площадь на которую он не пошел была его площадью декабристов.И все вода на мельницу…Каждый на своем месте и со своей совестью,дондеже…
            Надеюсь,я вас не обидел.Во всяком случае,таких задач не ставил.

          5. Аватар пользователя good_gentleman

            Re: не согласен

            Да я понимаю что пытаюсь говорить о вещах находящихся в зоне неразрешимого противоречия:
            Мы с вами говорим о одном и тоже но с разных концов » одного и того же посоха»
            Есть некиий акт общественно значимый- акт ГКЧП. Он требует реакции И не важно что это липа или заголовка или провокация или акт манипулирования- он вызов Маасам и массы должны вызов принять я с этим согласен ибо не признать это нельзя. Проглотив этот акт промолчав общество получило бы из фарса трагедию — реставрацию и очередную стагнацию.
            И слава богу что противникам ГКЧП удалось таки в солдатах в армии увидеть себя своих граждан а армии в толпе- увидеть себя на гражданке. Да для такого отрезвления видимо к сожалению и нужны жертвы- трое погибших парней.

            Но я говорю тут о другом

            О самом этом акте.

            Если вы идете с девушкой например с невестой и ТП и к ней при вас нагло пристают и вы знаете что пристают для того чтобы вы дали в морду и чтобы вас был повод посадить — это провокация. Но вы действуете. Или бездействуете:))

            Я говорю о том что наше общество в то время самая читающая страна в мире повелась на эту провокацию видимо это закон больших масс и ничего тут не поделать

            Кроме одного: нужно извлекать уроки посредством выводов — так общественность развивается учится осознавать. Почему то мы знаем о наперсточниках но все равно нас тянет поиграть- я вот о чем. : выводить на свет не только ГКЧП — это орудие ( и сам Пуго признал что использовали его как … Резинку. И хватило чести выйти из игры достойно)
            Но и режиссеров в лице горби и ему подобных.

            Не линчевать а именно выводить на свет и называть давать им имя и имя для их действий

            Только так можно зафиксировать опыт в общественном сознании

            Иначе мы так и останется страной без опыта. Страной вечных повторений одного и того же

            » безумие это когда ты совершаешь одно и то же действие в надежде на иной результат» -:))

    2. Аватар пользователя Nika

      мне кажется, что в истории гораздо больше случайности, а масштабная конспирология просто не возможна.

      1. Аватар пользователя good_gentleman

        А на кой тогда нам разум дан? Чтобы видеть скрытые закономерности, не так ли? Анализировать экстраполировать в прошлое и будущее:) случайность лишь неизвестная пока закономерность я так думаю. Да и жизнь показывает что ГКЧП и пр горби перестройка и тд все это оперетка водевиль с серьезными последствиями
        Короче пожар в публичном доме при наводнении и тотальной проверкой документов:))

        1. Аватар пользователя Nika

          я придерживаюсь концепции Вальтера Беньямина о персональной ответственности, а ты прямо марксист — о неизбежности течения истории и о том, как «правящий класс» ее направляет.

          1. Аватар пользователя good_gentleman

            И у кого ты там видишь персональную ответственность?- у горби?
            Единственный кто этому соответствует — Пуго( упокой его душу)

            О марксизме: исторический процесс слишком важная вещь для властьимущих чтобы пускать его на самотек- естественно они его контролируют или ты думаешь что собираясь на клубные корпоративки в Швейцарии или за гольфом на островах у них принцип : о работе — ни слова?:))

          2. Аватар пользователя Nika

            я о себе. у меня тогда никакого представления об ответственности не было.
            возможно, что поэтому так и получилось.

            :: о контроле— я думаю, что все все пытаются контролировать. но
            1) механизмы контроля достаточно сложно устроены и, мало вероятно, что можно контролировать население в несколько миллиардов человек одним банальным сговором
            2) сами элиты являются частью процесса. они тоже ошибаются, поддаются влиянию идеологии, имеют нечеткие цели.
            Чтобы контролировать нужно быть отстраненным, как бог.
            Но я в бога не верю. и, уж тем более, не верю, что в качестве такового могут выступать элиты.

          3. Аватар пользователя good_gentleman

            Относительно ответственности и » о себе»- я тут тебя не очень понял, ты действительно считаешь что твое личное непонимание ответственности в то время сделало возможным ГКЧП? Это очень крутой поворот , не для моей лошади-:)) Или ты что то др имела ввиду?

            О контроле: ты по моему слишком требовательна к понятию» контроль». Речь не идет о контроле отправления каждого жизненного акта каждого жителя планеты. Речь идет о контроле определенных отношений, системы отношений в которой все жители планеты находяться- товароденежных потоков . Эти потоки не хаотичны и имеют свои закономерность. Если мы с тобой являемся обладателями и производителями этих потоков — то мы их и регулируем. А поскольку на этих потоках завязаны вся патентующему жизнь общества- автоматически мы контролируем ине. У потоков есть свои реперные точки точки схождения и расходована и воздействуя точечно на них мы можем либо вызывать лавину либо засуху в потоках. Поток как динамичная система сама по себе является нестабильной и поэтому кризисы поддаются планированию и управлению. Сесть на поток- и есть война.корпоративная Если противоречия элит непреодолимо или кто то хочет навязать свой созданный поток миру то развязывается реальная война ( например после первой мировой 1914) миру был навязан доллар. Постепенно перевели все цены в доллары и вот тебе готовое управление готовый механизм. Золото вытеснилось на второй план и тд и ТП

          4. Аватар пользователя Nika

            поэты против физиков

            :: ты действительно считаешь что твое личное непонимание ответственности в то время сделало возможным ГКЧП

            в рамках страны, но в контексте моей личной судьбы — конечно.

            ::Речь идет о контроле определенных отношений, системы отношений в которой все жители планеты находяться- товароденежных потоков .

            описанием и изучением этого контроля, как мы с тобой знаем, занимаются многочисленные гуманитарные науки: философия, социология.
            Ты, хоть и человек с тех. образование, не относишься к группе жж-юзеров (состовляющих костяк старого ЖЖ), которые считают, что гуманитарные науки — гавно и главное уметь оперировать логарифмической линейкой.
            Потому что именно такие (программисткие большейчастью) представления приводят к досадным упрощениям, типа конспирологии.

          5. Аватар пользователя good_gentleman

            Re: поэты против физиков

            Да жизнь богаче наших представлений о ней. Мне кажется нет я уверен — потому что есть принцип обратной связи: обнаружив осознав закономерность мы тем самым влияем на нее и ( скажу ересь с научной тз) тн незыблемые законы хоть и бесконечно мало но таки меняются и сумма углов треугольника не идеально равна 180 градусов и законы перспективы в живописи тоже не идеальны:) — фактор воспринимающего сознания важен особенно в науках завышенных на человека: история философия социология экономика

            И :))) тем не менее скажу : у мирпридержащих у того 1 го процента о котором ты говоришь весьма хорошие профи аналитики работающие на них по контракту и знающие свое дело- целые институты уж поверь мне старому дураку:))))

  4. Аватар пользователя luckybolt

    где путч,где я

    За те трое безсонных суток я видел столько прекрасных лиц соотечественников,сколько не увидел их на протяжении 20 последующих лет.Чем бы это не было в социально-политической «плоскости» :-)бытия,для Руси это явилось Чистилищем,да не убоюсь обобщений,сегодня можно повысокопарить.
    Питер,площадь у Мариинки,постройка баррикад-стихийно «зачатой» ДС-овцами-(тел.будки,ящики,мешки с песком)-подготовка бидонов с маслом и коктейлей «М»-ждали бронетехнику Псковской дивизии-она дошла до Луги-Сиверской.Организация малых групп-откуда взялись материалы -это было чудом,как вылизанная площадь заполнилась архитектурой сопротивления!Потом 2 бессонных ночи -организовали технику для перекрытия южных вьездов в Питер-2 часа сна в кабине «эстонско-русскаго» дальнобойщика с женой(!)-она запрыгнула в кабину в день путча-муж ехал в Питер с грузом мороженного мяса(!)-он предоставил свою личную машину ,наплевав на сроки поставок, для перекрытия шоссе.Нам не дано знать,на какой сумме деяний праведных мир этот держится.Ну и не надо знать,просто делайте.
    Я горжусь вами,я горжусь ,что был с вами.Не убита совесть в московском ханстве.Россияне выкупили свое право стать гражданами свободной республики.

  5. Аватар пользователя luckybolt

    искупление

    Право выкупили,пользоваться не научились….

  6. Аватар пользователя Nika

    восхищаются

    . В дороге мы узнали, что Ельцин выступил и что ГКЧП конец. В тот момент я поняла, что бы Ельцин потом не сделал, я все равно буду ему верна. Я сдержала слово…

    Что было потом — вы знаете. Но эти три дня в нашей жизни, они тоже были. И они были лучше целой жизни без них.
    http://bakushinskaya.livejournal.com/645851.html?view=24702939#t24702939

    а вот юзер восхищается событиями и никакого отстранения. никакой рефлексии.

  7. Аватар пользователя Nika

    Наталья Геворкян

    Считает, что единственно, что не сделал есльцин, — он не добил сотрудников КГБ…
    Какой, интересно, социально-экономический строй был бы тогда в России?
    Если бы добил? Наверное, шведский социализм…
    http://gazeta.ru/column/gevorkyan/3738893.shtml

    А всего-то надо было Борису Ельцину открыть дверь, зайти на эту самую Лубянку и сказать простые и меняющие ход истории слова: «Всем спасибо, все свободны». С учетом весомого вклада КГБ в попытку переворота 1991 года, такой шаг был бы воспринят как логичный.

    Читать полностью: http://gazeta.ru/column/gevorkyan/3738893.shtml

Добавить комментарий для Nika Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *